Воспитательное занятие
Народное творчество "Дымковская игрушка"
(занятие проводится после беседы о дымковской игрушке, рисования и лепки)
Цели и задачи:
- закреплять знания о дымковских игрушках.
- обогащать и расширять художественный опыт детей о народной игрушке.
- воспитывать уважение к людям труда
- воспитывать желание заниматься творческой деятельностью.
- развивать связную речь детей, память, фантазию, воображение. Оборудование:
- готовые образцы дымковской глиняной игрушки
- образцы игрушек других мастеров
- картинки дымковских игрушек
- накрытый чайный столик с самоваром
- аудиозапись русских народных песен
Технология: игровые технологии.
Ход занятия.
Под музыку «Светит месяц» - дети разгуливаются по залу, а затем садятся на свои места.
Воспитатель:
- Сегодня я вам расскажу, как рождается дымковская игрушка.
Входит старшеклассница, одетая в костюм дымковской игрушки.
- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
(да, ты дымковская игрушка)
Воспитатель:
- Проходи дорогая гостья садись поудобней к самовару и слушай, что расскажут о тебе наши ребята.
Ребята кто знает, из какой области пришла к нам гостья?
Ответы: Кировской, Вятской
- Правильно, поэтому игрушку иногда называют Кировской, Вятской.
Воспитатель:
- А в каком селе она родилась?
Ответы: в селе Дымково
Ученица читает стихотворение:
Дымково
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей! (все вместе)
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей,
В ней что- то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что - то есть от радости,
Гремящей как басы,
Сияет охра с суриком,
По всей земле в домах!
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково растают навсегда!
Воспитатель:
- Посмотрите, какая наша гостья нарядная, яркая и привлекательная. Сразу ли она стала такой? Нет, чтоб стать такой красивой она должна родиться три раза:
–первый раз её лепят из глины, глина коричневая как шоколадка, но хрупкая.
-второй раз, когда вынимают из печи она черная и прочная
-третий раз её белят и разрисовывают.
Воспитатель:
- А какие узоры берут мастерицы для своих игрушек?
Ответы: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, точки, полоски
- А какие цвета красок используют для росписи?
Ответы: (яркие, сочные, нарядные) – красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, фиолетовый.
Воспитатель:
- Раньше дымковские мастерицы расписывали работы в одиночку, каждая у себя дома. Теперь построили большой светлый дом, который называют «Дом художника», дружно работают там мастерицы. Старые учат молодых и все вместе делают замечательные игрушки.
Девочка-игрушка:
- Я вижу, ребята вы много знаете о дымковской игрушке, откуда вы все это узнали?
Ответы: рассказывал воспитатель, читали книги, учились лепить и раскрашивать.
1-ый ребёнок:
- Я лепил уточку и знаю про неё стишок:
Утка-Марфутка
Бережком идет,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведет.
2-ой ребёнок:
- А я вылепил барашка, и то же знаю про него стишок:
Барашек- свисток,
Левый рог- завиток,
Правый рог- завиток,
На груди – цветок.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
3-ий ребёнок:
- А вот я лепил индюшка:
Инда- инда индюшок
Ты похож на сундучок
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой.
Девочка-игрушка:
- Молодцы ребята, о дымковской игрушке вы много рассказали, а сможете ли отличить её от других игрушек?
Давайте поиграем в игру: «Узнай дымку». Садитесь поудобней и будьте внимательны.
Показ игрушек различных мастеров, дети должны узнать только дымку.
Физминутка:
Воспитатель:
- Давайте ненадолго превратимся в игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
Дети становятся в круг. Звучит русская народная песня, воспитатель произносит: « Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Воспитатель произносит: «Конь», дети скачут, как лошадка. Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками-крыльями , надувая щёки.
Девочка-игрушка:
- Ребята, народ в посёлке Дымково очень любит весёлые праздники. Один из них устраивают ранней весной и называют его «Свистунья». К этому празднику в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, уточек, коров, птиц. На большой площади собиралось много людей, они пели, плясали и конечно свистели. Свистели даже седобородые старики. Посмотреть на этот праздник приезжали из других областей и городов, и каждый в память об этом празднике покупал сувенир- свистульку.
А теперь ребята я вам раздам свистульки, и мы будем плясать, свистеть и веселиться, так же, как народ веселился на празднике «Свистунья».
Дети танцуют под русские народные песни.